Йим Сун Рай

взгляд режиссера, взгляд мастера, взгляд женщины
На первый взгляд жизнь Йим Сун Рай может показаться постороннему человеку уединенной. Уже как минимум лет пятнадцать женщина живет одна, в часе езды от Сеула, и компанию ей обычно составляет всего лишь верный пес. Но если присмотреться внимательнее, или прислушаться к интервью, которые она дает, то становится понятно: подобный образ жизни очень подходит ее созерцательно-наблюдательной натуре. Йим Сун Рай очень любит природу и сельский ритм жизни, но работать вынуждена по большей части в больших городах, и дома предпочитает от них отдыхать. Да и собаке привольнее жить на природе, где можно вволю порезвиться)))
Но то, что в свободное время Йим Сун Рай любит покопаться в собственном огороде, или пробовать (увы, по ее же словам, не всегда успешно) готовить по сложным рецептам национальной корейской кухни), не значит, что и в рабочих вопросах она ведет себя как мягкий, отстраненный человек. О, нет, как режиссер и как продюсер эта женщина обладает отменной деловой хваткой, и вот уже много лет упорно борется за место под солнцем в корейском кинематографе для себя и для своих коллег-женщин.



По словам Йим Сун Рай, корейское кинопроизводство долгое время ориентировалось на крупные блокбастеры, а женщинам-режиссерам часто бывают интересны совсем другие, камерные, «артхаусные» сюжеты. Конечно же, это далеко не всегда так, но из-за этого штампа женщины-режиссеры постоянно то не получают бюджетов, то лишаются возможности возглавить действительно крупный проект, даже если хотят и могут. К счастью, благодаря резкому подъему авторского кино в Корее, а также развитию борьбы за права женщин, ситуация постепенно меняется. Но на быстрые и резкие метаморфозы сама Йим Сун Рай не особенно надеется.

Что же интересно ей самой, как режиссеру? Какие темы? Прежде всего – само общество Южной Кореи. Женщины, их место в этом самом обществе. Истории о людях и животных (поскольку Йим Сун Рай их очень любит, и является экоактивисткой). Личные истории отдельно взятых людей. Несмотря на то, что в своем творчестве она часто поднимает тяжелые, горькие, серьезные вопросы, атмосфера ее фильмов теплая, ритм – неспешный. Их смотришь с легким сердцем. Йим Сун Рай любит объемные диалоги, долгие пролеты камеры, длинные дубли, крупные и средние планы.

Но это все, конечно, рассказ в общих чертах. Настало время перейти к деталям, и к сути вопроса – а это значит, непосредственно к фильмам и кинокарьере Йим Сун Рай.


Не дебютный, но первый действительно успешный, во всех смыслах, фильм Йим Сун Рай – «Братья Вайкики» (Waikiki Brothers,2001). Это история о не самой удачливой музыкальной группе, которая без особой цели колесит от одного города к другому, выступая в захолустных ночных клубах, и наконец оказывается в родном городе одного из музыкантов. Трагикомичный сюжет о том, во что превращаются мечты и амбиции юности после столкновения со взрослой жизнью.

Первым делом фильм очень понравился критикам. Они отметили сильные актерские работы, образы неудачников, которые все равно любят жизнь и окружающий мир, несмотря на то, что мир этот частенько дает им пинка под зад. Журнал Cine21, весьма уважаемый в азиатском кинобизнесе, вынес вердикт: именно в таком вот авторском кино, камерном, но мастерски снятом, с отличными «долгими» планами, и полном любви режиссера к своим персонажам, возможно, и заключается большое будущее корейского кино. Как показал недавний успех тех же «Паразитов», в чем-то они были правы)))

«Братья Вайкики» получили целый ворох самых разнообразных призов, но, что куда более важно, фильм стал культовым в Южной Корее. На волне популярности по его мотивам несколько лет спустя даже поставили одноименный мюзикл.

Казалось бы, вот она, золотая жила, найдена – твори дальше, в том же ключе!

Но Йим Сун Рай поступила совсем иначе. В том же году она сняла документальный фильм: «Живые картинки: женщины в корейском кино» (Keeping the vision alive: women in Korean Filmmaking). В нем Йим Сун Рай рассказала и о своих коллегах-первопроходцах, таких как Пак Нэм Ок (#ParkNamOk), первая известная женщина-режиссер в Корее, и о своих современницах и сестрах по цеху – Бюн Янг Джу (#ByunYoungJoo) и др. Фильм смотнирован из сделанных Йим Сун Рай интервью и репортажей. Их героини – женщины, добившиеся успеха в кинобизнесе, их истории о карьере и борьбе за право делать свое кино в этой, на тот момент все еще довольно консервативной, сексистской и заточенной под мужчин индустрии.


Следующий крупный проект поджидал Йим Сун Рай в 2003 году, в киноальманахе «Если бы вы были мной» (If you were me). Фильм был снят на деньги Корейской Национальной Комиссии по Правам Человека. Шесть новелл, шесть режиссеров, шесть историй о людях, которые чем-то отличаются от условного «большинства», и о проблемах, с которыми герои сталкиваются. Инвалиды, люди, сидевшие в тюрьме, люди с лишним весом, люди с необычной внешностью, иностранцы в чужой стране, родители, стремящиеся сделать из своих детей «выставку достижений»… Йим Сун Рай сняла для альманаха короткометражку «Ее вес» - о полной девушке, которой с каждым днем все труднее удержаться на работе в одержимой стандартами красоты Южной Корее. Помимо нашей героини, в проекте приняли участие и другие довольно известные режиссёры, в частности – один из самых частых гостей нашего кинопаблика, Пак Чхан Ук (#ParckChanWook). Он снял историю о девушке из Непала, которая, приехав в Корею, из-за ошибочного диагноза на несколько лет попала в психбольницу.

Несмотря на свою непростую, местами тяжелую и страшную тематику, киноальманах снискал большой успех у публики – видимо, многих людей всерьез зацепили поднятые в нем вопросы. В дальнейшем было снято еще шесть «сиквелов», причем два из них – анимационные.

В те же годы Йим Сун Рай стала работать в кино не только как режиссер, но и как продюсер, а также как актриса. Она занялась продакшеном фильма «Улыбка» (A smile) своей коллеги Пак Кён Хи (#ParkKyungHee), и снялась в эпизодической роли в ее же короткометражке «Под большим деревом». Работала Йим Сун Рай и с коллегами-мужчинами – к примеру, снялась у режиссера Рю Сын Вана (#RyooSeungWan) в короткометражке «Hey Man», посвященной проблемам мачизма. А в 2007м она стала одной из героинь документального фильма японского режиссера Хироко Ямазаки «Да здравствуют женщины-режиссеры!» (Viva! Female directors)



Семь лет спустя после выхода «Братьев Вайкики» Йим Сун Рай вернулась в большое кино с фильмом «Запечатлеть момент» (Forever the Moment, 2008).

Это был по-настоящему триумфальный «камбек». Фильм был, есть и остается самым успешным и кассовым в ее режиссерской карьере. Четыре миллиона проданных билетов! Несколько недель подряд первое место в корейском прокате, и это в обход таких голливудских блокбастеров, как «Суинни Тодд» Тима Бертона! И, конечно же, целая коллекция призов со всевозможных кинофестивалей, включая «Голубой Дракон» за лучший фильм.

Йим Сун Рай смогла то, что не всегда получается даже у очень талантливых режиссеров. Это оценили и зрители, и критики, и пресса. Она сумела сохранить свой авторский стиль съемки, остаться верной интересным ей темам из жизни корейского общества – но при этом снять захватывающий, зрелищный, масштабный фильм о спортивных состязаниях, драматический и насыщенный действиями.

Эта история основана на реальных событиях – участии женской команды Южной Кореи по гандболу в Олимпийских играх 2004 года, где они в итоге взяли «серебро». Разумеется, тут есть все необходимые составляющие успешного «спортивного» фильма: новый тренер в команде «неудачников», стадия «притирки», череда обидных проигрышей, преодоление трудностей, тренировки по новой, уникальной методе – и заслуженный успех. Но в подаче Йим Сун Рай все это – «лицевая» сторона большого спорта. А что же за ней скрывается? Жизни и судьбы обычных женщин. У них тоже есть семьи, дети и мужья. Они изменяют, им изменяют. Они разводятся, ссорятся, мирятся, влезают в долги. И очень, очень, хотят победить.

Возможно, главный секрет фильма заключался в том, что любой зритель, независимо от пола и возраста, мог найти в образах главных героинь и героев что-то от себя.



В 2009м году к Йим Сун Рай снова пришли с предложением о сотрудничестве представители Национальной Комиссии по Правам Человека, и она согласилась. Плодом этого тандема стал еще один фильм-мозаика, но на этот раз он был не альманахом из работ разных режиссеров, а «сольным выступлением» самой Йим Сун Рай. Этот проект получил название «Лети, пингвин!» (Fly, Penguin!)

Кинокартина состоит из четырех новелл, у каждой из них – свой герой и своя проблема. В первой истории мать одержима идеей, что ее сын должен безукоризненно освоить английский язык. Во второй девушка становится «белой вороной» на работе, потому что она – вегетарианка, и не употребляет алкоголь. В третьей мужчина постепенно отдаляется от семьи, потому что работает за границей, хоть и делает это для того, чтобы содержать их. В четвертой разводятся два пожилых супруга, которым сильно за шестьдесят.



Добившись большого успеха, Йим Сун Рай перестала делать большие перерывы между съемками фильмов. Уже в 2010м вышла еще одна ее работа: «Путешествие с быком» (Rolling Home with a bull). Это – экранизация романа корейского писателя Ким Дон Ёна (#KimDoYeon). Главный герой – поэт, потерпевший полное поражение на ниве творчества и в попытках добиться успеха. Он отправляется в странное путешествие по корейской глубинке в компании женщины, которую он когда-то любил, но та успела и выйти замуж, и овдоветь… и в компании быка, доставшегося герою в наследство от отца. И быка этого хорошо бы повыгоднее продать. Но разумеется, этот довольно простой сюжет – лишь основа для куда более глубокой истории, которую создает Йим Сун Рай. По ее собственным словам, изначальную концепцию философского буддистского путешествия (то, как это было в романе) она видоизменила в рассказ о странной, ни на что не похожей любви.

К 2011-му году стало окончательно понятно, насколько Йим Сун Рай любит жанр «фильм-альманах». Она сама спродюсировала кинокартину «Нет, спасибо» (Sorry, Thanks), объединив в этом проекте четырех режиссеров, включая себя. Все четыре части посвящены отношениям людей и животных – в конце концов, будучи зоозащитником, Йим Сун Рай не могла рано или поздно не прийти к этой теме. В собственной новелле «Поцелуй Кошки» она рассказывает об отце, которого сначала раздражает тяга дочери подбирать бродячих кошек, но в конце концов именно он начинает о них заботиться.

В том же году Йим Сун Рай попробовала свои силы в жанре ремейка – сняв корейскую версию японского фильма «Ориюме» (Oriume) – историю о семье, чья жизнь омрачена болезнью Альцгеймера, которая постепенно все сильнее поражает одного из старших родственников.

Не отрываясь от работы режиссера, в 2012м Йим Сун Рай продолжает и продюсерскую деятельность, и съемки в эпизодических ролях у своих друзей.




В 2013м выходит в свет ее новая полнометражная работа, вызвавшая острую дискуссию в корейском обществе – «На юг» (South bound). Российскому зрителю сюжет этой кинокартины, возможно, в чем-то напомнит «Левиафана» Звягинцева. Фильм снят по мотивам романа японского писателя Окуды Хидео.

Главный герой – человек, который никак не может, да и не хочет, вписываться в современное общество. Не желая обострять конфликт, он вместе с семьей переезжает не просто в глубинку – а на отдаленный остров неподалеку от побережья Кореи. Но и там его мечты о счастливой жизни вдали от правительства и корпораций сталкиваются с препятствием в лице политика, который готов на все, чтобы заполучить эту землю и устроить там прибыльный курорт.

Многие зрители посчитали этот фильм чересчур политизированным, но сама Йим Сун Рай так не считает. По ее словам, она не стремилась к излишнему трагизму, напротив, хотела сделать фильм как можно более «светлым». Да, конечно, ее волновали и темы личной свободы, зависимости от государства, отношений внутри семьи. Но прежде всего ее фильм – о мечте. Некий условный «юг» в фантазиях главных героев – это волшебная страна, где все будут жить долго и счастливо.




В 2014м году Йим Сун Рай снимает фильм «Информатор» (Whistle blower), основанный на реальных событиях совсем недавнего времени. Хван У Сок, профессор биологии в Сеульском университете, в 2004м году приобрел мировую известность, объявив, что сумел клонировать клетки эмбриона. Но благодаря анонимному информатору журналисты смогли начать расследование, и в итоге выяснилось, что все исследования Хван У Сока были сфабрикованы, неэтичны, и вообще оказались самым крупным научным мошенничеством в современной истории.

По словам самой Йим Сун Рай, во время съемок фильма одной из самых сложных задач было сделать «киношную» версию Хван У Сока разносторонним, противоречивым персонажем, а не просто плоским злодеем и подлецом, хоть соблазн был велик. Помогло смещение акцентов – главным героем стал не ученый, а журналист, который борется за правду, несмотря на давление властей и общества.





Самый «свежий» фильм женщины-режиссера на данный момент – «Маленький лес» (Little Forest), снятый после небольшого творческого отпуска. Это тоже экранизация, но на этот раз не книги, а комикса-манги японского художника Дайске Игараши. Главная героиня истории – молодая женщина, которая возвращается в родную деревню после неудачной попытки покорить большие города. Ее матери там уже нет – но остался ее «маленький лес» - ее дом, ее огородик, весь этот крохотный мир, который одинокая женщина пыталась сделать интересным и радостным для своей дочки. В компании двух давних школьных друзей, каждый из которых так или иначе тоже столкнулся с холодным и жестким «большим миром», главная героиня пытается восстановить атмосферу из ее детства – и начинает с приготовления традиционных корейских блюд, которые когда-то готовила ее мама.

Йим Сун Рай всегда открыто говорила, что сознательно хотела снять именно маленький, легкий, простой, камерный фильм в эпоху наполненных перестрелками и драками блокбастеров. Она хотела создать что-то вроде тихой гавани, где сможет отдохнуть современная корейская молодежь, которой и так приходится непросто.


Made on
Tilda